Поль Сезанн. Звездная болезнь
Полотна Поля Сезанна легко узнаваемы благодаря его уникальной живописной манере, но эта манера, утверждают в последнее время, — следствие болезни мастера. Сегодняшние врачи говорят, что художник, наотрез отказывавшийся носить очки, страдал от фоновой ретинопатии — особой формы близорукости, следствия сахарного диабета. Вместо предметов с четкими контурами человек с таким диагнозом видит размытые цветовые пятна.
Отсюда и необычное художественное видение. Однако хотя для диабета характерна также сильная слабость, вследствие чего больные передвигаются медленно, ходоком Поль Сезанн был, по воспоминаниям современников, просто неутомимым. Он много гулял, его влекла природа, он обожал безлюдные места, причем с детства.
Биография
Поль, родившийся 19 января 1839 года в городе Экс-ан-Прованс в состоятельной семье, рос болезненным и молчаливым был даже в юности. Он любил учиться и рано поступил в колледж, затем изучал право в университете, но юристом к неудовольствию родителей так и не стал, поскольку с ранних лет рисовал и в какой-то момент решил всецело посвятить себя живописи. Сезанн сменил университет на местную школу изящных искусств, стандарты которой вскоре перерос, а потому уехал в Париж. Там Поль свел знакомство с Камилем Писсарро, Пьером Огюстом Ренуаром и Клодом Моне будущими коллегами по первой (1874) и третьей (1877) выставкам импрессионистов, признания публики Сезанну не принесшим. Так что он покинул столицу и вернулся в Прованс. Признание пришло только в 1900 году, за несколько лет до смерти мастера. Собственно, он и сам не слишком верил в себя. И хотя художественное наследие Поля включает более 800 полотен, а также акварели и графику, немало своих работ Сезанн уничтожил, поскольку не был уверен в ценности того, что сотворил. Для него живопись была главным средством познания мира, возможностью соприкосновения с основами мироздания, своего рода терапией.
В поисках гармонии
Глядя на полные жизни, лучезарные пейзажи этого живописца, трудно представить, что созданы они человеком, не отличавшимся крепким здоровьем. Поль Сезанн страдал от хронического диабета, а как известно, эта болезнь влияет на зрение
Всегда искавший в творчестве только правду, он не принимал работ своих знаменитых современников вроде Гогена и Ван Гога. Странный он был человек во многом из-за болезни, заставлявшей мастера часто замыкаться в себе и разрывать на время отношения с близкими. В силу психологических проблем Сезанна его ранние произведения примечательны мрачными сценами, и коренным образом изменить мироощущение и стиль Поля смогло общение с Писсарро. Камиль умел организовывать художественное пространство, что поражало и вдохновляло Сезанна, палитра которого под влиянием друга стала более светлой, мазки — раздельными, а тематика — пейзажной. Только вот в истинного импрессиониста Поль так и не превратился, поскольку, мечтая соединить в своем творчестве две ведущие французские традиции — интеллект и страсть, писал нечто вневременное, не привязанное к конкретному моменту. Он пытался совместить уравновешенность с порывом, гармонию с хаосом, и неудивительно, что критики называли Сезанна импрессионистом наоборот.
«Мой возраст и мое здоровье не дадут мне осуществить мечту, к которой я стремился всю свою жизнь, — писал Поль. — Но я всегда буду благодарен тем умным ценителям искусства, которые, невзирая на мои колебания, поняли, чего я пытался добиться, дабы обновить свое искусство. Я считаю, что своим искусством нельзя заменить прошлое, можно только прибавить к нему новое звено». И каждая картина Сезанна становилась именно таким звеном.
Работал над полотнами он подолгу, поэтому позировать ему соглашались только приятели и родные. Рыжеволосая красавица по имени Гортензия была моделью Поля в течение нескольких лет, а потом стала его женой. Известный портрет «Мадам Сезанн в оранжерее» появился в 1891 году, незадолго до того как супруги расстались. Писал художник и портреты сына, тоже Поля: это Сезанн-младший изображен в костюме Арлекина рядом с Пьеро на знаменитой картине 1888-го. Гортензия не выносила жизни в провинции — женщине постоянно хотелось быть в центре внимания, и она просила мужа вернуться в Париж. Но Поль предпочитал городу холмы, по которым часто бродил. «Я хочу раствориться в природе, врасти в нее, расти в ней», говорил Сезанн.
Переехав после смерти отца в 1886 году в тихий, милый его сердцу городок детства, Сезанн удалился и от богемной жизни, и от друзей, и от коллег. Это уединение пошло ему на пользу с точки зрения как здоровья ведь тогда лекарств от диабета не было, и заболевание лечили диетой, — так и творчества. Поздний Сезанн прекрасен — он глубок и содержателен. Особенно поразительны его пейзажи и натюрморты, которые излучают зеленый свет, символизирующий гармонию. Это оценили все. За два года до смерти мастера в Париже на очередном художественном салоне его полотнам был отведен целый зал. А умер Поль Сезанн в Эксан-Провансе 22 октября 1906 года… от осложнений обычной простуды.
Об авторе: Марина Чайка
Врач общего профиля (семейный врач) со стажем практической работы 20 лет. Живу в Израиле. Хобби - журналистика.